Ад - это печь неугасимого огня, место вечного наказания, где его жертвы мучаются телесно и духовно в соответствии с их греховной природой, совершенными ими грехами и количеством данного им духовного света, который они отвергли. Ад — это место, где нет Божьего милосердия и доброты, где Божий гнев выливается в ужасный всепоглощающий огонь, а люди вечно живут в мучении со своими неудовлетворенными страстями и желаниями.

В Матфея 13:47-50 Господь Иисус рассказывает притчу, касающуюся суда. В 49-50 стихах Господь описывает судьбу грешников: «Так будет при кончине века: Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».

Исследуя эти слова Господа Иисуса, нам необходимо прежде всего отметить, что ад изображен как огненная печь. Печь Навуходоносора разожгли в семь раз сильнее обычного, и она была «раскаленной огнем» (Дан. 3:23). Иоанн Креститель говорил о «неугасимом огне», а книга Откровение описывает ад как «озеро огненное, горящее огнем и серою» (Откр. 19:20). Можем ли мы реально представить себе весь ужас, заключенный в этих словах? Представьте себе все свое тело в огне, когда каждая его частица, пылая, ощущает страшные мучения? Как долго можно выдержать такое наказание? Христос говорит нам, что «там будет плач и скрежет зубов». Грешники будут плакать и скрежетать зубами, испытывая самую большую боль и страдание, какие только можно вообразить, когда пламя будет поглощать их и постоянно сжигать каждую часть их тела. И облегчения там не будет.

Джонатан Эдварде иносказательно описывает, чему будет подобно пламя ада:

«Некоторые из вас видели горящие дома: тогда представьте себе, что бы вы делали борясь с пламенем находясь посреди такого великого и свирепого огня. Вы часто видели, как паука или какое-нибудь другое омерзительное насекомое бросают в огонь и как быстро его пожирает пламя. Нет никакого сопротивления, никакой борьбы с огнем, никакой попытки справиться или улететь, насекомое просто сгорает, огонь поглощает его, оно сразу охватывается огнем. Это образ того, что ждет вас в аду, если вы не покаетесь и не обратитесь к Христу. Пытаться подготовить себя к мукам ада - все равно что червяку, которого вот-вот кинут в пламя, думать о том, как справиться с огнем».

Ад описывается также как место тьмы. Господь говорит о госте не в брачной одежде, которого бросили «во тьму внешнюю» (Мф. 22:13). Иуда пишет о тех в аду, «которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 13). В своей работе об ужасах ада Кристофер Лав пишет: «тьма ужасна, а люди больше боятся во тьме, чем на свету, поэтому от ужаса ада трепещут сердца людей, там не только тьма, но чернота тьмы».

В Исаии 30:33 ад сравнивается с Тофетом. Тофет был местом, где идолопоклонники-иудеи приносили своих детей в жертву языческому богу Молоху, бросая их в огонь. Там день и ночь слышались крики и стоны, в аду тоже день и ночь слышатся крики, стоны,вопли.

Исаия говорит о «дуновении Господа, как потоке серы», зажигающем пламя ада. Из Писания хорошо видно, что Сам Бог будет огнем ада. В Евреям 12:29 сказано: «Бог наш есть огонь поядающий». Неверующие в своем невежестве пляшут от радости, когда слышат слова пасторов о любви и милосердии Бога, но им не придется испытать на себе ни то, ни другое, если они не покаются. Для них Бог будет огнем поядающим. В Евреям 10:30-31 содержится предупреждение: «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» Страшно, ужасно впасть в руки Бога живого! Грешник, тебе не избежать ада. Бог будет твоим адом, и гнев Божий будет поедать тебя и изливаться на тебя, пока Он существует. «Кто знает силу гнева Твоего?» (Пс. 89:11). Сам Бог будет пламенем ада, поэтому мучения проклятого в аду словами не описать. «Нет никаких оснований предполагать, что, возможно, в описаниях есть преувеличение, что он, возможно, не такой страшный и ужасный, каким его представляют, что описания его выходят за пределы разумного... Скорее можно предположить, что даже после всего сказанного представление о нем является лишь слабым отражением реальности».

В Луки 16:19-26 Христос рассказывает нам о двух человеках. Один из них был богачом, другой нищим (его звали Лазарь). Оба умерли. Нищий был отнесен ангелами на небеса, а богач попал в ад. Богач попал в ад не потому, что был богатым, а нищий был отнесен на небеса не просто потому, что был бедным. На этом примере Господь показывает нам, что когда мы переходим от времени к вечности, обстоятельства могут резко измениться. Не надо думать, что если Бог не относился к нам строго на земле, Он не будет этого делать и после смерти. Оба они получили место в вечности в зависимости от состояния своих сердец, от их отношения к Богу здесь на земле. Лазарь был истинным последователем Бога. Богач нет. Нам надо внимательно посмотреть, что в Писании говорится о богаче и его состоянии, из этого мы сможем многое узнать об аде.

В стихах 23-24 говорится, что богач был «в муках». Что значит быть «в муках»? Муки относятся как к телесным болям, так и душевным. Как мы уже видели, человеческие тела будут мучиться в печи огненной. Каждая частица тела будет испытывать боль от огня. Люди, испытывающие сильные боли в желудке, мучаются уже только от этого, но боли в аду будут несравненно более сильными. Вы, возможно, испытывали различные болезненные недуги, но все равно даже близко не можете себе представить, что такое боли осужденного в аду.

Человеческое сознание тоже будет мучиться в аду. Сознание — это червь, который не умирает (Мк. 9:48; Ис. 66:24). Богачу было сказано «вспомнить, что он получил в жизни своей». Люди будут мучиться от сильнейшей боли, но их будет мучить и память. Они будут помнить, как смеялись, когда слышали об аде. Они будут помнить, как их предупреждали, предлагали покаяться, как им говорили, что нельзя получить спасение, не подчинив себя Христу как Господу, но они не обращали на эти предупреждения никакого внимания. Они будут мучиться, видя великолепие небес (как видел богач) и зная, что прокляты на целую вечность. Они будут мучиться от неудовлетворенных желаний и страстей (богач не смог получить на язык даже капли воды). Они будут мучиться, зная, что им никогда не вырваться из ада (богачу сказали, что он не может перейти к ним). Они будут мучиться от воплей, стонов и проклятий приговоренных вокруг них. Самая сильная боль, которую человек может испытать на земле — всего лишь укус блохи по сравнению с муками ада.

Джонатан Эдварде в своей проповеди о грядущем наказании грешников говорил, что в аду страдания не прекращаются ни на мгновение: «В аду нет ничего, что могло бы облегчить страдания. Там нет какого-то места или потайного угла, где было бы прохладнее, где можно было бы какое-то время передохнуть, найти хоть небольшое облегчение от сильнейших мук. В этом мире страдания нигде нет никакого прохладного потока или фонтана, даже капли воды для охлаждения языка. Там нет никого, кто мог бы хоть как-то помочь. Там нет места, где можно было бы отдохнуть и хоть на минуту перевести дыхание: грешники мучаются там в огне и сере, и никогда, ни днем, ни ночью у них не будет покоя».

 

Вечность Ада

Самое страшное в аду — продолжительность страданий. Ад вечен. Он будет всегда. Вы можете представить себе, что такое вечность? Это не объяснить с помощью какого-нибудь математического уравнения или формулы. Наш разум не может понять вечность, но тем не менее это реальность. Одна только эта сторона ада должна заставить людей возопить о покаянии. Не удивительно, что скептики во все времена подвергали сомнению вечную природу ада, выдвигая такие, например, теории, как уничтожение грешников. Чтобы убедиться в вечной природе ада и попытаться лучше понять вечность, обратимся к Писанию. Затем мы рассмотрим вопрос, почему ад должен быть вечным.

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Из этого стиха ясно видна продолжительность существования ада. Ад будет во веки веков. Какое еще нужно более сильное, более убедительное выражение? Если Дух Божий хотел показать людям вечную природу ада, мог ли Он это сделать более понятно, чем словами «во веки веков»? В Писании нет более сильных слов для выражения вечности, чем «во веки веков», ведь те же слова используются, когда говорится о вечности Самого Бога, например, в Откровении 4:9: «...Сидящему на престоле, живущему во веки веков». Кто-нибудь сомневается, что Бог живет вечно? Как же тогда можно сомневаться в том, что ад будет вечен — ведь используются те же слова?

«В этом вопросе мы немногое можем понять. Но все же представьте, что вас собираются бросить в пылающую печь, где вы будете испытывать более сильную боль, чем от случайного прикосновения к горящей головешке в камине, поскольку жар там сильнее. Представьте также, что ваше тело будет лежать там четверть часа, посреди огня, и все это время вы будете в полном сознании. Какой ужас вы должны испытывать пред входом в такую печь! И какими длинными вам должны казаться эти пятнадцать минут! Пробыв там одну минуту, какой невыносимой должна быть для вас мысль, что впереди еще четырнадцать минут. Но что творилось бы у вас в душе, если бы вы знали, что вам лежать там в муках двадцать четыре часа... год... тысячу лет. Наконец, что бы вы почувствовали, если бы знали, что вам лежать там во веки веков, что конца не будет, что ваши муки не приблизятся к концу и через миллионы миллионов лет, что облегчение не наступит никогда! Но муки в аду несоизмеримо сильнее описанных в этом примере».

Говоря о разделении грешников и праведников в Судный день, Христос использует такие слова: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Кто-нибудь будет отрицать, что небеса существуют вечно? Жизни праведников на небесах однажды придет конец? Разумеется, нет. Но в этом стихе вечная жизнь праведников и вечное наказание грешников обозначены одним и тем же греческим словом. Ад будет существовать столько же, сколько будут существовать небеса.

В некоторых местах Писания указывается, что степень мучений у разных людей будет разная. В Луки 12:47-48 говорится: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». В Матфея 11:24 Христос говорит: «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Эти стихи показывают, что в день суда жители Капернаума подвергнутся более суровому наказанию, чем те, что жили в Содоме. В стихах же Евангелия от Луки говорится о различии наказания в зависимости от количества полученного света: некоторые будут биты больше, другие меньше.

Те, кто совершает более серьезные грехи и больше грехов, получит в аду более суровое наказание (Ин. 19:11). Религиозные лицемеры, заявляющие о своем христианстве, но на деле не являющиеся подлинными христианами, будут наказаны более строго (Мф. 23:14-15). Господь сказал об Иуде Искариоте: «Лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Как можно было бы говорить это, если бы людей после смерти ждало уничтожение? Различная степень наказания имеет смысл только при условии способности ощущать мучения. Разве Иисус сказал бы, что Иуде лучше было бы не родиться, если бы его ждало всего лишь уничтожение? Уничтожение — это вообще не наказание.

Всякий новый грех неверующего добавляет ему мучений в аду. Человек, совершивший вдвое больше грехов, получит вдвое большее наказание. Каждый новый день без покаяния, проведенный грешником на земле, добавляет к его мучениям в аду. В Римлянам 2:5 говорится: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога». Господь Иисус призывает праведных искать богатства на небесах, а не на земле. Грешник, продолжая грешить, сам усиливает гнев и мучения в аду. Он каждый день добавляет себе наказание. В аду люди будут жалеть, что когда-то родились.

Чарльз Сперджен сказал: «В аду нет надежды. Нет даже надежды на смерть, на уничтожение. Грешники потеряны навсегда, навсегда. На каждой цепи в аду написано: «навсегда». Пламя огня там тоже образует слово: «навсегда». Над своей головой грешник читает: «навсегда». На глазах выступают слезы и сердце болит от мысли, что это «навсегда». О, если бы я мог сказать, что ад когда-нибудь выгорит, а потерянные могут получить спасение, то при одной этой мысли в аду наступило бы ликование. Но этого не может быть, это «навсегда», они брошены во тьму внешнюю».

Чтобы помочь представить себе, что такому вечность, Кристофер Лав использует такой пример: «Представьте себе, что все горы на земле состояли бы из песка, много гор, доходящих до небес, и что одна маленькая птичка уносила бы с горы по одной песчинке каждые тысячу лет. Чтобы унести всю эту массу, понадобилось бы громадное количество лет, но все равно рано или поздно наступил бы конец. Для грешников было бы счастьем, если бы ад существовал столько времени, но трагедия для них в том, что и через миллионы лет у них не больше шансов выйти из ада, чем в первый день, когда они были туда брошены, их муки продолжаются вечность, им нет конца, поскольку вечен проклявший их Бог».

Мы рассмотрели, почему ад необходим и почему должно существовать такое место. Теперь разберемся, почему ад должен не только существовать, но существовать вечно.

Почему необходимо, чтобы ад был вечным? На это есть несколько ответов, которые мы вкратце рассмотрим.

На первую причину указал Кристофер Лав в приведенной выше цитате. Проклявший грешников Бог вечен. «В конечном счете вечность ада исходит от вечной природы Бога». Вечно ли Божье Слово? Вечна ли природа Бога? В Писании сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Слово Господне пребывает в век» (1Петр. 1:25). Если Слово Божье вечно, если Божья праведность вечна, если Сам Бог вечен, почему же тогда не должен быть вечным Его гнев? Все атрибуты вечного Бога вечны и неизменны. Поэтому и ад, как выражение Божьего гнева, должен быть вечным.

Ад должен быть вечным, поскольку без этого Божья кара грешников не может быть полной, независимо от того, как долго длится наказание. Христос дает это ясно понять, когда говорит о необходимости уладить дела с соперником, прежде чем идти к судье, иначе можно попасть в тюрьму и: «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лк. 12:59). Человек ничем не может оплатить грехи. Никакое наказание в аду, независимо от продолжительности, не может искупить греха. Это невозможно, поэтому ад должен быть вечным.

В-третьих, ад должен быть вечным, поскольку в Писании говорится, что червь, разъедающий совесть людей в аду, никогда не умирает. «Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис. 66:24). Если червь не умирает, то и те, кого терзает червь, не должны умирать.

Наконец, ад будет вечным, потому что люди продолжают грешить и в аду. Даже там они усиливают и усугубляют свою вину. Ад — это место, где терзаемые грешники проклинают Бога, проклинают самих себя, стонут и вопят, изрыгая богохульства на окружающих. Грешники усиливают свои муки взаимными обвинениями, оскорблениями, упреками. В аду грешники не каются, поскольку их характер не меняется. Они остаются грешниками. Эти люди будут грешить вечно, поэтому и наказание Бога вечно.

Hosted by uCoz